Жастар [бей] конференциясы

Евгений Жовтис: Молодежь сама решит, что ей делать

28.09.2017

23-24 сентября в Караганде состоялась молодежная [не]конференция ZhasCamp. Спикер программы, правозащитник Евгений Жовтис, дал нам небольшое интервью, в котором поделился своим мнением о молодежи и ZhasCamp'е.

Что вы думаете о молодежи в Казахстане?

— Это очень сложный вопрос, потому что она неоднородна. Нельзя сказать, что она в той или иной мере одинакова или с одинаковыми перспективами, с одинаковыми ценностями. На разных уровнях социальных – те, кто учится в институтах или те, кто работает уже. Также очень сильно различается по регионам. Особенно если говорить о крупных городах, или о небольших городах, о сельской местности. Она разная. Но что-то общее, конечно же, есть.

Музыка, какие-то еще такие вопросы, дальше идут интересы карьеры, интересы устройства жизни, причем, что заметно, превалирует желание работать где-то в бизнесе или на госслужбе, что не очень характерно, например, для молодежи Запада и восточноевропейских стран. Меньше интересуют социальные, философские и особенно общественно-политические проблемы. Второе ощущение, что, в отличие от развитых стран запада, молодежь менее склонна к каким-то общественным проявлениям, меньше склонна к выражению своей позиции, к консолидации. Больше объединена по интересам, нежели по общему социальному направлению. Это, конечно, очень сильно заметно. Но одновременно в последние несколько лет такое ощущение, что потихонечку происходит просыпание и думаю, что одной из движущих сил этого просыпание это конфликт поколений. Потихонечку молодежь, как я понимаю, начинает уставать от правящих ими лиц очень уставшего поколения, которые не очень понимают ее и уже отстали. И этот конфликт потихонечку просматривается. Но он в зачаточном состоянии.

На ваш взгляд, насколько молодежь Казахстана осведомлена о правах человека?

— Я сегодня на этот вопрос уже отвечал на лекции, что, понимаете, это как в демократических системах. Отличие демократических систем от недемократических в том, что народ — это объект или субъект. Если народ – объект, то система недемократическая, если народ – субъект в принятии решений, тогда система демократическая. Точно так же и с молодежью.

Молодежь не может быть осведомлена о правах человека, если она является неким объектом, на который направлены некие преподавательские или обучающие усилия. Есть интерес – осведомление есть, нет интереса – маловероятно, что осведомление будет. И я боюсь, в этом есть, не очень, будем говорить так, даже какие-то политкорректные вещи, но одна из серьезнейших проблем осведомленности в правах человека, связана с учителем. Несколько лет назад меня приглашали в министерство образования РК и задали вопрос, готов ли я принять участие в подготовке методических пособий по преподаванию прав человека в школах и вузах. Я сказал, что у меня нет никаких проблем и есть много учебных курсов, пособий, разработанных во многих странах мира на разных языках, но я не очень представляю, как можно это делать при несвободном учителе. То есть, если сам учитель несвободен, если учителя в хвост и гриву кроет директор школы, ректор, зам кафедры, декан, если этого учителя заставляют собирать какие-то данные, разносить повестки, сообщения о выборах, если этого учителя заставляют подписываться на какую-то литературу, если его вместе со студентами выводят на какие-нибудь массовые мероприятия и флешмобы, то как он будет рассказывать про свободу, справедливость, уважение человеческого достоинства, я себе представить не могу. А если он не будет этого делать, то молодежь , да и школьники, студенты, это же народ чувствительный, будет сразу понятно, что он врет, что он говорит то, во что сам не верит. И тогда смысла в этом никакого нет. Вот если учитель или преподаватель – свободный человек, то, соответственно, он рассказывает о свободе, о критическом мышлении, о сомнениях, он позволяет получать разные альтернативные источники информации, особенно, когда речь идет о социальных науках, об общественных науках, об истории. И тогда, естественным образом, он должен преподавать и рассказывать про права человека. А если он этого не делает, работает в режиме «я начальник – ты отдыхаешь», то тогда права человека не очень и нужны. И информация о правах человека не достигает вот таким путем. И тогда она просачивается естественным путем, когда школьник, студент, молодежь, оказывается в каких-то сложных ситуациях и начинает спрашивать правозащитника, юриста, а какие у меня есть права и почему они так нарушаются полицейскими, взрослыми. То есть, если молодежь – субъект в отношении общественно-политических, тогда, соответственно, она интересуется об этих правах. Если она объект, то что дадут, то и останется.

Что нужно делать молодежи?

— Вы знаете, я вообще не сторонник того, что кто-то должен говорить молодежи, что ей делать. Молодежь сама должна определять, что ей делать на основе своего знания. Можно только поделиться своим опытом, опытом из своей жизни. Я тоже был когда-то молодым, потом старше, потом еще старше. Есть несколько фундаментальных вещей. Для любого человека, не только молодежи. Первое, конечно, это, как я уже говорил на лекции, это свобода и чувство собственного достоинства. И не мириться с несправедливостью. Это каждому члеовеку должно быть присуще. Если вы прочитаете декларацию правозащитников, декларация о правах – вы обязаны защищать человек, знаменитая декларация 98 года, в ней очень хорошо это написано. Это обязанность каждого человека, просто потому что на этом мир устроен. То есть каждый человек должен, и молодежь в том числе, прежде всего эти идеи справедливости, уважения достоинства защищать и продвигать сам. Это первое. Второе, конечно, это профессионализация. Человек должен разбираться в том, о чем говорит для того, что хочет делать. И учиться с серьезностью обладать профессией. Знать, чем занимаешься. Потому что если ты судишь о чем-то, о чем не знаешь, то какая цена твоим словам? Я привожу такой пример, даже статью написал на сайте ratel.kz, что интернет, который сейчас наиболее проявляет возможности общения, он сейчас похож на забор. Такой, виртуальный. Вы к забору подходите, можете написать «я тебя люблю» или какое-то матерное слово. Может, просто какую-то информацию о чем-то написать. Потом придет дворник, сотрет то, что вы написали. В Интернете такое не происходит. Все, что вы написали, оно навечно там. Застопорилось. Более того, когда вы писали о своих мыслях, то мысли, даже самые бредовые, они начинают жить своей жизнью, начинает образовываться дискуссия, потом появляются комменты и в результате весь интернет полон какими-то доморощенными юристами, специалистами в области политики, врачами, которые всех вылечат. Весь этот хаус живет своей жизнью и формирует среду, которая никакого отношения к реальности не имеет. И что интересно, в этих дискуссиях не принимают участие профессиональные историки, профессиональные юристы, врачи. Как получилось, так получилось. И в этом случае профессионализм, конечно, важен, потому что иначе можно получить совершенно искаженный взгляд на мир.

И наконец, что у молодежи в большей степени, и что у старшего поколения меньше и что я желаю очень всегда сохранить - это искренность. Просто быть искренним человеком, понимать, что чем больше мы в мир приносим вражды лжи, подлостей, тем хуже он становится. Это среда, в которой мы живем. Никакой другой у нас пока нет. Вот только это можно пожелать.

И еще – активности. Понимание того, что мы первичны. Мы создаем государство, правила, среду вокруг нас. Если мы в ней не участвуем, если не пытаемся этого делать, то кто-то другой будет это за нас делать. А потом не на кого будет пенять, что она такая, в которой некомфортно жить.

Как вы считаете, в чем важность ZhasCamp?

— Вы знаете, человек вообще по своей природе – существо социальное. Он сразу, как родился, начинает искать себе подобных и с ними как-то кучковаться. Так легче выживать. ZhasCamp – это одна из форм выживания. Одна из форм коммуникации. Это одна из форм, которая позволяет собираться, обсуждать вопросы, может даже переходить к каким-то совместным действиям. Если посмотрите, уже направили в концепцию прав человека, есть 4 фундаментальных права. На них вообще все стоит, с моей точки зрения. Первое- это право на свободу слова. То есть вы рождаетесь и вы начинаете говорить, делиться с другими своими взглядами, во-вторых, что-то требовать, в-третьих, что-то просить. Как только вы начинаете это делать, вы начинаете искать едномышленников. Появляется свобода объединения. Потом, когда вы единомышленников нашли, стали объединяться, надо где-то собраться. Появилось право на свободу собрания. Это третье. И четвертое, это право на участие. Дальше вы начинаете, собравшись, где-то участвовать, чтобы что-то изменить. Если вы посмотрите на ZhasCamp, он как раз в себе все четыре составляющие объединил. Площадка для свободы выговориться, свободы собраться, свободы объединиться и свободы потом совместно действовать. Поэтому, это нормальная одна из форм развития общества, совершенно естественная, и очень хорошо, что такая форма есть.

Что вы пожелаете нашим участникам?

— Что можно пожелать? Не успокаиваться, верить в то, что мир все равно значительно лучше, чем он иногда кажется. Что самое лучшее, что есть у человека – это жизнь. И желательно ее проживать, к счастью, она есть, к сожалению, она кончается. Нужно этот промежуток прожить. Была такая песня, хорошая советская, есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь. Нужно видеть свое прошлое, нужно верить в свое будущее, и проживать его в определенной системе координат. Человека от животного отличает способность мыслить, сопереживать, сочувствовать, искать выходы, анализировать, и это все базируется на вот этих фундаментальных принципах добра, справедливости, правды и свободы. Затертые, иногда считающиеся банальными, но когда подумаешь, какое количество людей за всю историю человечества за них жизни поотдавало, погибло и сколько было несчастий, понимаешь, что это все серьезно. И поэтому в это все верить, жить, стараться максимально это все реализовывать, потому что, в принципе, это очень интересно. Жизнь – очень интересная вещь. И не отчаиваться, всгеда бороться. Всегда есть возможности, всегда есть выбор. И вот самое главное, я говорил о четырех правах, праве на свободу слова, объединения, мирного собрания и участия. Они все очень важны, но самое главное - у каждого человека есть выбор. Каждый раз человек стоит перед выбором. Он может поступить так, он может поступить по-другому. Он может выбрать этогт путь, может выбрать другой. Самое главное, что я хочу пожелать – это сделать правильный выбор. И выбор этот делать осознанный. Знать почему ты его делаешь и куда дальше двигаться. И что еще, для нашего общества, к сожалению, не очень характерно, за этот выбор нести ответственность. А то выбор делать-то хочется, а вот ответственность за него – не очень. Когда сегодня говорили о флешмобах или еще о чем-то – это вы сделали выбор. Вы сделали выбор – промолчать. Значит, несите ответственность за этот выбор, не пищите, что пошли. Сделали выбор не молчат, а вас отчислили, значит несите ответственность за свой выбор. То есть надо выбирать и нести ответственность. Это отличает ответственного человека от безответственного. Этот вопрос перед вами встает. И поэтому только пожелать делать правильный выбор и верить в будущее.

Благодарим за поддержку