Жастар [бей] конференциясы

​Сауле Сулейменова: свобода – это выбор, который сделать легко

23.11.2018

Известная художница рассказала на ZhasCamp в Алматы о том? Как происходит в нащей стране демократизация поля искусства, а в нашем интервью рассуждает о важных для молодежи понятиях – о свободе и о самовыражении. Что делать, если вы всегда мечтали заниматься творчеством?

Рада Кулбаева

– Насколько художник в Казахстане свободен?

– Художник, как только выбирает быть художником, я надеюсь, уже выбирает свободу. Я надеюсь, что никому ничего не должна кроме самой себя.

– Насколько государство помогает или мешает явить свое творчество в Казахстане?

– Государство – это что такое? Это инструмент подавления. Однозначно. Где бы то ни было. Государство может говорить все, что угодно, но на самом деле любое государство – это инструмент подавления личности. Это принцип такой построения любого государства – будь то Америка, Корея или Казахстан, разницы нет. Отличается только то, как оно подавляет, в какой мере, и что можно с этим сделать. У нас, если вы заметили, в последние годы очень активно действуют художники, очень много всего происходит и в Алмате, и в Астане. Но насчет других городов нельзя так сказать. У нас проблемы с профессионализмом, мы до сих пор играем в какие-то игрушки. Вроде взрослая страна, уже 27 лет. На самом деле профессионализм – это ужасно важно в любом деле. У нас нет статуса художника. Официально это тунеядец, бездельник. Чем мы занимаемся – это непонятно что, несерьезно. Мы не ходим на работу с 9 до 6, пенсию не получаем, ни к чему не привязаны. С одной стороны, это плюс, потому что я смогла сделать то, что смогла сделать. С другой стороны, это минус, потому что мы совершенно социально незащищены.

Сейчас в 100 новых лиц Казахстана нет ни одного художника. То есть это отношение даже. Ну почему?

– А молодежь, какие-то молодые художники не могут прийти в творчество?

– У нас есть прекрасные молодые художники – Арман Саимов, Медина Базаргалиева, Суинбике Сулейменова. Я к этим троим имею непосредственное отношение, мы в одной семье, это мои дети и друзья детей. У нас каждый год проходит Школа художественного жеста. Художник – это не значит, что нужно уметь рисовать. Таких художников вы найдете в академии Жургенова, в художественных училищах. Я говорю о людях, которые могут делать...

– Мне хочется заниматься чем-то таким, но у меня никаких навыков нет.

– Вы делайте посты в Instagram. Если у вас есть задача, какая-то идея, чтобы это выразить, это уже становится искусством. Instagram – это прекрасный инструмент для того, чтобы войти в это. Для того чтобы стать профессиональным художником, нужно просто решиться и войти в это. Хочется рисовать – рисуйте, хочется фотографировать – фотографируйте. Можно что-то делать в фотошопе, можно ардуины собирать, делать это с новыми технологиями. Говорят, чтоб понимать искусство посмотрите два миллиона картин. Если вам интересно, вы можете подписаться на мировые музеи, и вы ежедневно будете видеть это в своей ленте. На самом деле лидерами в современном мире являются современные художники. Они меняют мир. Все идет потом: мода, дизайн – все остальное следствие.

– Почему для человека важно художественное самовыражение?

– Это возможность свободно мыслить. Люди все ограничены. Вы живете в социуме, вы должны ходить на учебу или на работу, вы должны перед родителями, соседями – всем все должен и все тебе говорят, как жить. И вот единственный кусок, где ты можешь делать то, что хочешь – это когда ты занимаешься творчеством.

– Насколько реально в Казахстане чувствовать себя таким свободным?

– Это твой выбор. Это легко. Если тебе это на самом деле интересно, ты берешь и делаешь это. А если ты хочешь заниматься этим профессионально, ты учишься. И это другая проблема, что у нас сложно в этом социальном статусе. Что такое современный художник? Если я не рисую – то значит я уже не художник. А я, например, беру и собираю пакеты использованные и их наклеиваю – значит я уже не художник. То есть этот момент надо определить. Современное искусство имеет очень широкие границы, все что угодно можно использовать.

Что бы вы сказали родителям, которые говорят, что художник – это не профессия и ею нельзя прокормить семью?

– Да, это не профессия и этим нельзя прокормить семью. Но я до сих пор жива, я занимаюсь только искусством уже 25 лет. Я известный художник, и мои работы продаются. Но это тоже не просто так пришло, я к этому шла. Об этом я и говорю, что у нас художник не воспринимается как профессия.

Что с этим делать? Во всем мире художники – это выбор. Очень опасный. Правда в Германии существует понятие artist visa – ты можешь получить artist visa, если за тебя ручается какая-нибудь галерея, какой-нибудь фонд, что готов тебе оплачивать твое проживание. На самом деле это очень страшно, и очень многие художники параллельно зарабатывают чем-то другим. И когда ты понимаешь, что ты можешь выжить и прокормить семью, занимаясь искусством, это я поняла для себя 20 лет тому назад. Я решила, что больше ничем не занимаюсь, занимаюсь только искусством. У меня уже была 5-летняя дочь Суинбике.

В Казахстане, к сожалению, таких программ нет. У нас впервые в этом году государство, Национальный музей, отправил в арт резиденцию художника. Что такое арт резиденция? Это когда ты живешь, тебе оплачивают квартиру, дают деньги на продакшн, на производство работ, на еду. И ты живешь и спокойно творишь. И так вот я два месяца прожила. Но есть очень жесткое давление куратора, потому что они хотят, чтобы ты именно вот так сделал. Но это очень интересно. Мы же вообще с этим не сталкивались, мы привыкли, что художникам родители говорят: это не профессия. Но это может быть профессией. Сейчас у меня есть предложение участвовать в трех резиденциях – уже не государство оплачивает, а разные фонды, галереи, приглашают в резиденции на следующий год. Это означает, что я фактически в эти три периода жизни смогу заниматься только своим творчеством, меня будут кормить и давать деньги. А так я живу от продажи до продажи работ.

Вы не пытались скооперироваться, чтобы союз художников был?

–У нас есть союз художников, но это общественная организация. Наоборот нужно сдавать членские взносы.

Из чего вы черпаете вдохновение?

–Отовсюду. Из жизни. Для меня сейчас слово года – это деколонизация. Я так рада этому слову, я считаю, что это потрясающий термин. И деколонизация может быть совершенно чего угодно: сознания, нации, женщины, мужчины, как угодно. Это освобождение, снятие наносных пленок и стереотипных понятий.

Благодарим за поддержку